Коммерсантъ: Береги часть смолоду

Правительство обсуждает очередную схему реформы накопительных пенсий

Как стало известно «Ъ», Минфин поддержал идею о трансформации «замороженной» накопительной компоненты обязательного пенсионного страхования (ОПС) в добровольную стандартизированную схему (НПО). Во многом базирующаяся на прошлых концепциях идея будет дорабатываться: в частности, дискуссионным вопросом остаются стимулы для добровольного перехода граждан в новую систему, налоговые вычеты и софинансирование. Именно объем этих стимулов будет принципиальным для успеха перезапуска ОПС, говорят эксперты.

Источники «Ъ» на пенсионном рынке и в правительстве рассказали, что 24 сентября у министра финансов Антона Силуанова состоялось совещание, посвященное вопросам накопительной компоненты ОПС и добровольных пенсионных программ. По информации собеседников «Ъ», в частности, по НПО было поддержано введение системы гарантирования прав участников добровольных программ (см. «Ъ» от 21 июня), а также отказ от учета при определении налоговой базы для взимания НДФЛ с пенсий по договорам, заключенным в пользу членов семьи. Но важнейшим решением, полагают источники «Ъ» стало принципиальное согласие Минфина на концепцию трансформации «замороженного» с 2014 года накопительного компонента ОПС в стандартизированную схему НПО с едиными правилами. В Минфине не ответили на запрос «Ъ».

С момента введения моратория на формирование накопительной части пенсии в рамках ОПС предлагалось несколько концепций ее оживления или трансформации в НПО.

Первую предложили ЦБ и Минфин в 2016 году — индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Речь шла о квазидобровольном участии застрахованных лиц: все застрахованные лица становятся участниками системы ИПК и начинают делать взносы от 0% до 6% от зарплаты, но имеют право на пятилетние каникулы.

В 2019 году была выдвинута идея гарантированного пенсионного плана (ГПП), основанная на полной добровольности участия в ней граждан. В прошлом году рассматривалось перенесение инфраструктуры, разработанной для ИПК/ГПП, на ОПС — в частности, внесение взносов в накопительную компоненту по закону 56-ФЗ,— концепция получила рабочее название «ОПС+», рассказывали источники «Ъ».

Концепцию, одобренную главой Минфина, участники обсуждения называют «План Б». Год назад НПФ представили ее в общем виде главе ЦБ Эльвире Набиуллиной, которая идею поддержала. Тогда было решено создать рабочую группу по доработке идеи (см. «Ъ» от 3 сентября 2020 года), в которую вошли представители НПФ, Минфина, Минтруда и Банка России. Именно рабочая группа представила обновленную концепцию «Плана Б» с рядом дискуссионных развилок в Минфине 24 сентября. В ЦБ и Минтруде не ответили на запросы «Ъ».

От ИПК/ГПП «План Б» получил идею стандартизированной схемы НПО с неснижаемым остатком в виде первоначального взноса, переведенного из ОПС, со стимулированием последующих взносов посредством налоговых вычетов и софинансированием.

Основные отличия — передача прав собственности на накопительную часть от государства гражданам, отсутствие в системе центрального администратора (см. «Ъ» от 25 апреля 2019 года), а также внешнего «мягкого подталкивания» имеющих пенсионные накопления граждан к вступлению в стандартизированную схему.

То есть перевод ОПС в НПО по желанию застрахованных лиц будет сразу полным и базироваться на договорных отношениях с НПФ. Перевод средств из фонда в фонд, таким образом, будет идентичен клиентским отношениям с банком по депозиту: разрыв договора с одним НПФ и заключение нового с другим с переводом средств в безналичной форме.

Вопрос о том, что делать с пенсионными накоплениями, которые находятся в ПФР, остается дискуссионным и будет решаться после консультаций с ВЭБ.РФ (управляющей подавляющим большинством этих средств), уточняют источники «Ъ». Также, по их словам, министр попросил доработать вопросы о налоговых вычетах (предлагалось 6% от дохода), софинансировании (предлагалось только для молодежи) и начальном бонусе для тех, кто вступил в систему (предлагалось только для молодежи с «нулевыми счетами»).

«Никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер» - Антон Силуанов, министр финансов, о «разморозке» взносов в накопительную компоненту ОПС, 25 июня 2014 года

В частности, говорят собеседники «Ъ», министр считает, что нужно распространить начальный взнос от государства на всех вступивших в новую систему, а софинансирование дифференцировать в зависимости от размера дохода получателя: чем больше доход, тем меньше денег от государства. «Министерство принципиально готово тратить средства ФНБ на эту социальную функцию», — утверждает один из собеседников «Ъ». Другой добавляет, что позиция представивших «План Б» участников «понравилась министру»: речь шла именно о социальной составляющей. Однако, уточняют несколько источников «Ъ», финальное решение по будущему идеи о трансформации ОПС в НПО будет приниматься на уровне правительства «и выше».

«Принципиальная поддержка финансовыми властями идеи налогового вычета вкупе с софинансированием дает основание полагать, что есть шанс на удачный перезапуск системы»,

говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

Впрочем, по его словам, реальный объем новых взносов в рамках стандартизированного НПО будет определяться именно объемом стимулов, на которые готовы пойти власти. «Также принципиально, как будет выстроена защита граждан от неправомерных переводов», — добавляет он.

«Фонды готовы предложить защищенный пенсионный продукт с широким набором налоговых льгот для клиентов»,

говорит куратор пенсионного бизнеса ГК «Регион» Галина Морозова

Она добавляет, что в системе НПО невозможно менять условия в одностороннем порядке, без согласия клиента, что является его эффективной защитой.

Илья Усов, Коммерсантъ


АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов, удобства и безопасности пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

© 2004—2022, АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», официальный сайт, лицензия Инспекции негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ № 67/2 от 16 апреля 2004 года.