Индивидуальный просчет. Почему в системе персонифицированного учета могут быть ошибки

Пенсионная система
26 августа 2020

Счетная палата России сообщила о недоработках, которые существуют в системе индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лицах. Мы решили разобраться, как это может коснуться клиентов негосударственных пенсионных фондов и что можно ли что-то сделать, чтобы избежать подобных недоразумений.

Система индивидуального учета сведений о застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования гражданах сейчас включает в себя 156 млн человек. Для каждого открыт индивидуальный лицевой счет. В нем представлены личные данные граждан. Если «выгрузить» выписку с этого счета через сайт госуслуг, то видно, что там есть ФИО застрахованного лица, номер СНИЛС, размер накопленных пенсионных баллов, рабочий стаж, сведения обо всех периодах и местах работы, расчетный пенсионный капитал, информация о пенсионных накоплениях и текущем страховщике.

Что выяснила Счетная палата?

  • Может существовать несколько счетов на одного человека с одним и тем же присвоенным номером СНИЛС. При назначении пенсии это создает определенные проблемы, отмечают аудиторы Счетной палаты. По идее такие счета должны быть выявлены и объединены, чтобы была назначена правильная пенсия.
  • В счете недостаточно информации о застрахованном. Так, отсутствуют данные об индивидуальном налоговом номере, нет информации о фамилии при рождении, а это важно для женщин, сменивших ее после вступления в брак. Также нет сведений о правопреемниках застрахованного лица и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений. Все это может повлиять на размер пенсионных выплат и привести к ошибкам в учете.
  • Не занесены все данные о стаже застрахованных лиц — например, у некоторых до сих пор не отражены сведения о работе за 2017 и 2018 годы. Кроме того, ошибки могут быть и в предоставляемых работодателем в ПФР отчетах. Это может приводить к нарушению пенсионных прав граждан.

Ошибки в системе учета могут возникать, если граждане допускают их при заполнении анкет — в фамилии, дате и месте рождения, а иногда человеку могут открыть новый индивидуальный счет при смене фамилии.

Могут ли ошибки в системе учета отразиться на клиентах НПФ?

В негосударственных пенсионных фондах граждане России формируют накопительные пенсии. Для учета застрахованных лиц — клиентов фонда — используются данные СНИЛС, полученные от Пенсионного фонда России при переходе гражданина в фонд. Номер СНИЛС присваивается номеру индивидуального пенсионного счета накопительной пенсии.

Иногда встречается ситуация, возможно, связанная с недоработками в системе персонифицированного учета, что у одного человека есть два (а то и три) СНИЛС. Для НПФ это по сути разные застрахованные лица, потому что, как уже было сказано, идентификатор счета осуществляется по номеру СНИЛС. По идее данные счета должны быть объединены в один. Но дело в том, что негосударственные пенсионные фонды не могут сами объединять счета, даже если выявляют такую проблему, — это задача и прерогатива ПФР.

Примерно полтора года назад Пенсионный фонд России начал эту процедуру: фонды получали уведомление об объединении счетов и объединяли их. Отметим, что в НПФ «Сафмар» это были единичные случаи.

Есть еще процедура разделения счетов, когда совпадает номер СНИЛС, и на одном счете находятся взносы двух разных людей. В таком случае после уведомления ПФР фонд разделяет базовую часть накоплений и инвестиционный доход пропорционально взносам.

Негосударственные пенсионные фонды не могут изменить персональные данные клиентов в беззаявительном порядке. Это означает, что даже если фонд нашел ошибку, то для ее исправления нужно заявление клиента. НПФ «Сафмар» готов запустить верификацию персональных данных застрахованных лиц, указанных на индивидуальных лицевых счетах в ПФР и данных, указанных в счетах накопительной пенсии, и уже направил письмо в ПФР с предложением провести такую работу.

Как проверить свои данные в системе индивидуального учета ПФР?

Гражданин может зайти на сайт госуслуг и сформировать уведомление о состоянии своего индивидуального лицевого счета. Там есть много данных, в том числе о трудовой деятельности, СНИЛС, страховщике по накопительной пенсии. Можно проверить периоды работы, стаж, страховщика, верно ли указан номер СНИЛС. Если обнаружена ошибка, стоит написать заявление в ПФР.

В отношении накопительной пенсии можно обратиться в своей негосударственный пенсионный фонд, чтобы запросить выписку со счета, или зайти в личный кабинет и проверить информацию. Кстати, проверить и при необходимости актуализировать свои персональные данные в НПФ — полезно и даже необходимо!

Мы не можем точно сказать, помогут ли эти действия исправить все ошибки в системе, но ПФР будет работать над тем, чтобы их было как можно меньше, обещают в Счетной палате.

А недочеты в системе учета будут исправляться?

Да, Счетная палата направила рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере персонифицированного учета. А Минтруд подготовил два законопроекта, которые в том числе устраняют недостатки формирования счетов граждан. Еще Счетная палата для минимизации подобных случаев предлагает внести дополнительную графу в анкету, которая используется при регистрации в системе, а именно — индивидуальный налоговый номер (ИНН). «Сейчас ИНН присваивается практически при рождении. Поэтому, если в анкете будут эти строки, то будет легче идентифицировать граждан», — считает аудитор Сергей Штогрин. Кстати, Счетная палата также заявила, что нарушения пенсионных прав граждан незамедлительно устранялись ПФР в ходе проверки, а пенсионерам было доплачено около 3 млн рублей.


Информация о структуре и составе акционеров фонда, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», соответствует информации, направленной 02.08.2021 в Банк России для размещения на официальном сайте Банка России.

АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов, удобства и безопасности пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» является дочерней компанией ООО «ИК «Ленинградское адажио». ИК «Ленинградское адажио» входит в группу компаний «РЕГИОН».

© 2004—2021, АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», официальный сайт, лицензия Инспекции негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ № 67/2 от 16 апреля 2004 года.