Врач на удаленке: что такое телемедицина и как она работает

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
6 октября 2022

Телемедицина в России начала развиваться почти 30 лет назад, но мощный импульс получила во время пандемии Covid-19 и кратно возросшей нагрузки на медицинских специалистов в оффлайн. На сегодняшний день услугой врачебных онлайн-консультаций пользуется почти каждый пятый россиянин, что свидетельствует об удобстве и востребованности такого формата медицины. Разбираемся, что такое телемедицина, как она работает и делимся личным опытом.

Что такое телемедицина

Телемедицина — это дистанционные консультации в формате «пациент-врач» через мессенджеры, по аудио- или видеосвязи. Общение по видеосвязи считается наиболее эффективным, так как врач помимо слов пациента может ориентироваться еще и на его визуальный осмотр.

В функционал телемедицины также входит онлайн-взаимодействие медиков между собой, например, для проведения консилиума по сложному случаю, трансляции операций в реальном времени, а также дистанционного обучения и повышения квалификации.

Как записаться на дистанционный прием

Услугу телемедицины предлагают многие медицинские центры, городские поликлиники, специальные агрегаторы медицинских услуг вроде iBolit, Яндекс.Здоровье, а также страховщики, предоставляющие такую возможность в рамках различных страховых программ.

Чтобы попасть на онлайн-консультацию необходимо зарегистрироваться в одном из телемедицинских сервисов и выбрать необходимого специалиста. Если вы не знаете, к кому обратиться, то лучше начать с терапевта, который поможет понять, какой именно врач требуется в вашем случае.

1. Какова роль телемедицины в страховании? Отвечаем на этот вопрос на основе статистики, собранной/предоставленной специалистами страховой компании «Ю-Лайф».

Современный мир уже невозможно представить без различных видов услуг, предоставляемых дистанционно. Сейчас в онлайн режиме можно получить образование, выучить иностранный язык, получить юридическую консультацию и не только.

Одной из наиболее важных и востребованных является услуга медицинской онлайн-помощи. По различным причинам у человека с жалобами на здоровье не всегда есть возможность оперативно посетить лечебное учреждение: часто не остается возможности оперативной записи к нужному специалисту, заболевший не может отстоять длинную очередь или даже отсутствие нужного доктора в клинике прикрепления. Во всех подобных ситуациях заболевшему будет удобнее воспользоваться услугами телемедицины. Сделать это он сможет, не выходя из дома.

Потребность в услугах телемедицины может возникнуть не только в домашних условиях. На примере кейса страховой компании «Ю-Лайф» можно увидеть, как онлайн-консультация с врачом телемедицины в рамках ДМС помогла своевременно избежать потери сознания пациента и определить дальнейший план действий для исключения критических ситуаций:

Женщина обратилась за онлайн-консультацией, так как на работе резко ухудшилось самочувствие, закружилась голова, со слов пациентки «было какое-то предобморочное состояние». Врач телемедицины задал несколько уточняющих вопросов и в итоге предположил приступ гипогликемии: пациентка именно в тот период как раз решила сесть на диету и, как оказалось, сделала это неправильно, просто резко перестав есть. Специалист доступно объяснил, в чем может быть проблема и что нужно и можно делать, а что — нет. Острый приступ плохого самочувствия пациентка смогла преодолеть благодаря дистанционному диалогу с врачом. Далее в рамках телемедицинских консультаций пациентку навигировали к подходящему диетологу.

На основании описанного кейса мы можем утверждать, что первая точка контакта с доктором телемедицины помогла избежать опасных последствий для пациентки и своевременно остановить действия, повлекшие за собой критическое состояние.

2. Телемедицина — это дистанционный сервис, который включает в себя целый комплекс консультационных медицинских услуг. Вот еще один пример, когда видеоконсультация врача помогла пациентке в лесу, где не было возможности посетить клинику для получения рекомендаций по лечению:

Пациентка отправилась в отпуск по РФ с палатками. Где-то среди лесов ее настигла сильная боль в горле и отек, до ближайшего населенного пункта было довольно далеко и неудобно добираться. С собой была аптечка. Благодаря телемедицинской консультации смогли сузить подозрения по диагнозам и выбрать нужные препараты из аптечки. Было просто сильное воспаление горла, правильный диалог с врачом помог успокоиться, снять первичную симптоматику и далее приступить к правильному лечению.

В большинстве случаев врач телемедицины уже на первичном приеме может дать нужные рекомендации и оказать предварительную помощь, которая облегчит/ снимет острые симптомы до посещения необходимого специалиста.

Иногда лечение на этом может завершиться, если все симптомы полностью пропадают и дальнейшего обращения в клинику не требуется — так было в случае с нашей пациенткой, боль в горле «ушла» буквально спустя пару дней.

Если диагноз предполагает дальнейшее наблюдение и/или лечение, врач телемедицины дополнительно рекомендует пройти прием узкого специалиста очно с прохождением дополнительных исследований: анализы/ КТ/ МРТ, прочее. При этом, благодаря консультации с онлайн терапевтом или целевым специалистом, пациенту удается сократить количество посещаемых очно докторов и сразу попасть к нужному, зачастую с уже готовыми результатами необходимых анализов.

Безусловно, телемедицина не является полной альтернативой классического амбулаторного диагностирования и лечения. Однако в определённых ситуациях она может оказаться единственным возможным вариантом получить помощь в моменте.


АО «СК «Ю-Лайф» создано в 2006 году. Официальный сайт: ulife.ru. Основной вид деятельности ─ добровольное личное страхование, добровольное страхование жизни. Член Всероссийского союза страховщиков. Рейтинг финансовой устойчивости подтвержден Рейтинговым агентством «Эксперт РА» на уровне «ruА». Лицензии Банка России СЖ № 4014 и СЛ № 4014 от 07.09.2022 г. (выданы бессрочно).

Как проходит дистанционный прием

По сути телемедицинская консультация мало чем отличается от обычной: врач по защищенному каналу видеосвязи, телефону или в чате опрашивает пациента, комментирует его анализы и дает рекомендации. После онлайн приема все данные заносят в электронную медицинскую карту, где доступ к ним может получить другой специалист или сам пациент.

При этом на телемедицинской консультации врач не может поставить диагноз, выписать рецепт или открыть больничный лист. Дистанционный прием будет полезен тем пациентам, которым необходимо расшифровать полученные анализы и снимки, получить второе мнение после постановки диагноза на личном приеме.

По данным опроса Аналитического центра НАФИ, почти каждый пятый россиянин (17%) уже пользовался телемедицинскими услугами, а 80% готовы воспользоваться ими.

Из опрошенных россиян 56% готовы получать результаты анализов и диагностики в удаленном формате, 53% — экстренную консультацию врача, 52% — использовать телемедицинские сервисы для получения плановых и повторных консультаций врачей.

Преимущества телемедицины

  1. Экономия времени и доступность — это возможность получить медицинскую консультацию, в любое время, не выходя из дома или из любой точки мира 24/7.
  2. Безопасность — во время дистанционного приема исключается риск заражения.
  3. Консультации проводят высококвалифицированные врачи.
  4. Возможность перед телемедицинской консультацией направить врачу имеющиеся документы по заболеванию и получить второе мнение по поставленному диагнозу.
  5. При помощи телемедицинских консультаций можно получать регулярное наблюдение врача за состоянием больного при острых и хронических заболеваниях, что позволяет незамедлительно реагировать на изменения в состоянии здоровья.
  6. Снятие тревожности: зачастую, с пациентом не происходит ничего страшного, но моральное состояние оказывает сильное психосоматическое воздействие на самочувствие. Благодаря телемедицине такие пациенты всегда могут поговорить с врачом и понять, когда действительно стоит бить тревогу.

© 2004—2022, АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», официальный сайт, лицензия Инспекции негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ № 67/2 от 16 апреля 2004 года.

Получить подробную информацию о фонде и ознакомиться с уставом, пенсионными и страховыми правилами фонда, а также с иными документами, предусмотренными федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и нормативными актами Банка России, можно по адресу: 127051, Россия, г. Москва, Цветной бульвар, д. 2, подъезд D, по телефону 8 (800) 700-8020 и на сайте www.dfnpf.ru. Возможно увеличение или уменьшение дохода от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем. Государство не гарантирует доходности размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений. Необходимо внимательно ознакомиться с уставом фонда, его пенсионными и страховыми правилами перед заключением пенсионного договора или переводом пенсионных накоплений в фонд.

АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов, удобства и безопасности пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.