Как не стать жертвой телефонных мошенников из «правоохранительных органов»

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
9 июня 2021

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Прокурор. В последнее время телефонные мошенники сменили «скрипт»: если раньше они говорили с вами от лица «банка», то теперь делают опережающий шаг и представляются сотрудниками прокуратуры или Банка России. Будьте внимательны: если вам действительно позвонят «из органов», то говорить с вами по телефону о ваших банковских делах — да и о любых других — не будут, просто пригласят на встречу. Более того, при этом они должны прислать вам повестку по месту жительства с указанием адреса и даты встречи. В статье разберем новый вид телефонного мошенничества и как ему противодействовать.

Статистика обмана

По результатам недавнего опроса ВЦИОМ, за последние полгода более половины россиян (57%) получали звонки от телефонных мошенников. Среди самых часто используемых мошенниками «легенд» — предложения банковских услуг (38%), банковские карты (27%), кредитование (8%), предложения перечислить денег (5%), а также информация о выигрыше призов и медицинские услуги (по 3%).

В результате действий телефонных мошенников 9% россиян понесли денежный ущерб. При этом треть респондентов полагает, что в будущем могут лишиться средств в результате действий телефонных мошенников.

Мошенники меняют «скрипты»

«Скрипт» — это сценарий разговора, построенного по определенным правилам. Год назад мы писали о том, что самая распространенная схема — это когда аферист представляется сотрудником банка и под предлогом «подозрительных операций по вашей карте» пытается узнать ее реквизиты и вывести денежные средства. Но сейчас схема стала иной.

Теперь самым распространенным «прикрытием» телефонного мошенника стал сотрудник правоохранительных органов. Еще в январе этого года Банк России предупредил, что телефонные мошенники стали использовать новую схему. Представляясь сотрудниками МВД или других правоохранительных органов, они сообщают клиентам банков, что в их отношении возбуждено уголовное дело по заявлению Банка России. Таким образом злоумышленники пытаются получить у клиентов кредитных организаций персональные данные, данные платежных карт, сведения о совершенных по карте операциях и так далее. Эта информация используется мошенниками для хищения денег со счетов граждан.

Мы поговорили с одним из подвергшихся подобной телефонной атаке. Он рассказал, что ему позвонила дама и представилась сотрудником прокуратуры. Потом «строго, с металлом в голосе», сказала: «нам поступила информация из Банка России, что с вашего единого лицевого счета была совершена попытка хищения». Оказывается, есть (на самом деле нет) некий счет в Банке России, и регулятор видит все операции по нему. При подозрительных транзакциях ЦБ звонит в прокуратуру, а те — «пострадавшим», с которыми и проводят «проверку».

Разумеется, это ерунда. Никакого единого личного счета в Банк России не существует. А разговоры эти ведутся для того, чтобы вытянуть из вас данные о вашем счете в настоящем банке.

«Какое-либо снятие показаний с граждан, пусть даже потерпевших, никогда не производится по телефону, — пояснил нам один бывший сотрудник прокуратуры. — Максимум, зачем вам могут позвонить из правоохранительных органов — это пригласить на личную беседу, не более того. Поэтому все остальные разговоры автоматически надо относить к мошенническим и сразу класть трубку».

Мошенники изменили «скрипты», потому что истории со звонками из «банка» уже не работают. Люди научены горьким опытом — своим или соседа, а правоохранительные органы вкупе с банками и операторами связи провели ряд операций, в результате которых были «прикрыты» несколько поддельных колл-центров, в том числе и в тюрьмах и колониях.

Как не попасться на уловки телефонных мошенников

К сожалению, даже прокуратура признает: «благодаря доверчивости граждан в большинстве случаев мошенники достигают своих преступных целей. При этом найти таких мошенников практически невозможно».

Чтобы предотвратить такие случаи, надо быть бдительным с самого начала. Попробуйте обратиться к своему оператору связи: у него, скорее всего, есть такая услуга, как блокировка нежелательных номеров.

Однако, как пишет «Российская газета», «очень часто на экране высвечивается подлинный телефонный номер Следственного комитета». Как пояснили газете в Следственном комитете, это может быть, например, «телефон доверия» комитета, и звонить с него нельзя. То есть этот номер явно используется еще кем-то в мошеннических целях.

Не попасться на уловки киберпреступников можно только одним способом — максимально быстро завершить разговор.

Пенсионеры чаще всего «ведутся» на обман

На «удочку» преступников чаще всего попадаются пенсионеры. Они привыкли верить таким звонкам, а звонящие — искусные манипуляторы, которые могут убедить отдать деньги даже взрослого мужчину в расцвете лет, а не только бабушек и дедушек. Пенсионеры охотно идут на контакт и легко расстаются с секретными данными типа CVV-кода, особенно когда слышат, что им звонят из полиции, а с их счета «прямо сейчас» воруют деньги. Не стоит также забывать о том, что мошенники хорошо готовятся к разговору — они могут не только знать имя-отчество старушки, но и название банка, в котором те обслуживаются. Тем более что большинство из них получают пенсию и держат деньги в Сбербанке.

Например, совсем недавно широкий резонанс получила история, в которой телефонные мошенники похитили у пенсионера Василия Пронина 400 тыс. рублей. Ветерану 29 мая домой позвонил мнимый «полицейский», который, как передают РИА Новости, убедил его снять деньги с банковского счета и передать еще одному участнику аферы. Преступников, правда, в этом случае быстро нашли: пенсионер сидел рядом с президентом Владимиром Путиным на Параде Победы, так что у них не было шансов. В МВД не исключают, что, помимо 96-летнего Пронина, от действий мошенников пострадали и другие граждане, в том числе пожилого возраста.

Но не всем так везет, поэтому будем защищаться своими силами. Чем можно помочь своим близким? Кроме проведения разъяснительной беседы и включения блокировки нежелательных звонков можно установить лимит на перевод и снятие наличных или же пойти на такие крайние меры, как стирание CVV-кода на оборотной стороне карты. Еще можно привязать push-уведомления к вашему номеру телефона.

Но самое важное — заранее поговорить со своими близкими (а не только скидывать им ссылки на «полезные» статьи, могут не прочесть и не вникнуть). Все подробно разъяснить. Потому что когда им позвонят настоящие мошенники, может быть поздно. Это мастера коммуникаций, которые используют психологические приемы для подобного «развода» граждан. Пусть ваши близкие в случае звонков из «банков» или от «прокурора»

Что делать, если вас обманули

Идти в полицию и писать заявление. Не исключено, что вы не первый, кто пострадал именно от этих преступников, и ваше обращение послужит мощным толчком для поимки мошенников. Вообще заявление хорошо написать в любом случае, даже если деньги у вас не похитили. Звонил мошенник? Пытался развести на деньги и не получилось? Это неоконченное преступление и уже на эти действия можно жаловаться сотрудникам правоохранительных органов.

Как банки, операторы связи и полиция предотвращают мошеннические действия

Во-первых, все эти организации постоянно рассказывают о новых видах мошенничества и предупреждают граждан о возможных неприятных ситуациях. И это срабатывает. Например, заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов рассказал в интервью РИА Новости о том, что россияне стали реже попадаться на уловки телефонных мошенников: «Если раньше они могли быстро поговорить по телефону, тут же убедить перевести деньги, то сейчас вырос уровень киберграмотности людей и применяемых технических средств защиты. Безусловно, мошенникам становится все труднее и труднее добиваться своих целей». При этом он уточнил, что со счетов россиян телефонные мошенники крадут от 3,5 до 5 млрд рублей в месяц.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) начала бороться с «тюремными» колл-центрами после того, как выяснилось, что много подобных звонков поступает именно оттуда. Сотрудники ФСИН стали «глушить» сотовую связь на «зонах», и число поступающих оттуда звонков сократилось. Однако это не помогает борьбе с колл-центрами «на воле», в том числе за границей.

Банк России внедрил систему информационного обмена «ФИД-АнтиФрод». К ней подключены все работающие в России банки. К концу 2020 года в этой системе было накоплено более 43 тыс. уникальных признаков операций, совершенных без согласия клиентов. Знание этих признаков помогает банкам пресекать активность злоумышленников.

Свои антифрод-платформы разработали четыре крупнейших российских оператора связи. Они используются в работе банков. Операторы информируют банки о подозрительных звонках на номера их клиентов или о звонках с номеров из черного списка. В подозрительных случаях — например, если после звонков со скомпроментированных номеров клиент банка снимает наличные в больших объемах, банк может заблокировать такую операцию.

Кроме того, Минцифры осенью прошлого года предложило внедрить закон, который будет обязывать операторов связи устанавливать системы противодействия телефонному мошенничеству. Закон, правда, еще не принят.


Информация о структуре и составе акционеров фонда, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», соответствует информации, направленной 02.08.2021 в Банк России для размещения на официальном сайте Банка России.

АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов, удобства и безопасности пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» является дочерней компанией ООО «ИК «Ленинградское адажио». ИК «Ленинградское адажио» входит в группу компаний «РЕГИОН».

© 2004—2021, АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», официальный сайт, лицензия Инспекции негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ № 67/2 от 16 апреля 2004 года.