В разгар пандемии коронавируса эксперты зафиксировали новый всплеск телефонного мошенничества в России. Самая распространенная схема (на деле их гораздо больше) — это когда аферист представляется сотрудником банка и под предлогом «подозрительных операций по вашей карте» пытается узнать ее реквизиты и вывести денежные средства. По данным Банка России, такая технология с использованием методов социальной инженерии (когда у вас пытаются выманить конфиденциальную информацию) стала одним из главных инструментов обмана граждан.
Обычно телефонные вызовы подобного рода подставные «сотрудники банка» совершают в утреннее время, чтобы застать человека врасплох. Звонки часто сопровождаются характерными фоновыми звуками большого контакт-центра. Для установления доверительного отношения звонящий может обратиться к вам по имени-отчеству и даже назвать примерный остаток по карте, после чего сразу же перейти к делу. Например, сообщить, что был совершен несанкционированный вход в мобильный банк или что с вашей карты перевели денежные средства незнакомому вам лицу. Предлогов может быть огромное количество. Основная задача мошенника на этом этапе разговора — сбить с толку своего собеседника.
Далее «сотрудник банка» в зависимости от ситуации попытается узнать у вас реквизиты карты, предложит перевести средства на резервный счет или же установить специальную программу для защиты ваших данных, которая на деле поможет мошеннику получить доступ к сотовому телефону, а с него уже вывести средства через мобильный банк.
Помимо телефонных звонков в арсенале мошенников существуют и другие методы обмана, такие как электронные почтовые рассылки или смс-сообщения с многообещающими предложениями. Тексты таких рассылок сообщают вам, что вы получили денежный перевод или выиграли миллион рублей. Если такая рассылка пришла якобы от лица банка, то, скорее всего, речь в ней пойдет о более выгодных условиях кредитования и лучшем обслуживание.
Лучшим выходом из этой ситуации будет прервать разговор и перезвонить в банк по официальному номеру для уточнения деталей. Важно помнить, что реальные сотрудники банка никогда не спрашивают номер карты, ПИН-код или
Если же вам пришло «письмо счастья», то ни в коем случае не нужно переходить по ссылкам в тексте, а лучше совсем не открывать его.
Все мошеннические номера и адреса обязательно сообщайте банку, чтобы они могли направить по следу мошенников свою службу безопасности.
Для усиления защиты граждан от кибермошенничества Сбербанк выпустил новый сервис, на котором можно проверить подозрительный сайт или телефонный номер. Результат проверки покажет оценку риска, а на странице сервиса вам дадут соответствующие рекомендации. Чтобы воспользоваться услугой, необязательно быть клиентом Сбербанка.
Любой пользователь также может передать информацию о подозрительном сайте или телефонном номере, для чего необходимо заполнить простую форму. В дальнейшем эту базу данных передадут специальным службам по борьбе с кибермошенничеством.
Внимание! Мы проверили через этот сервис несколько телефонных номеров и ссылок на «липовые» сайты. Однако не все они были распознаны как фальшивые, на некоторые сервис не выдал ответ, что существует высокий или средний риск мошенничества. Таким образом, отсутствие в базе сервиса телефона или сайта, которые вы подозреваете, не означает, что он «чист» и не принадлежит аферистам.