Защита от киберпреступников: что делать, если вам звонят мошенники из «банка»

Финансовая грамотность
18 июня 2020

В разгар пандемии коронавируса эксперты зафиксировали новый всплеск телефонного мошенничества в России. Самая распространенная схема (на деле их гораздо больше) — это когда аферист представляется сотрудником банка и под предлогом «подозрительных операций по вашей карте» пытается узнать ее реквизиты и вывести денежные средства. По данным Банка России, такая технология с использованием методов социальной инженерии (когда у вас пытаются выманить конфиденциальную информацию) стала одним из главных инструментов обмана граждан.

Что чаще всего говорят мошенники по телефону?

Обычно телефонные вызовы подобного рода подставные «сотрудники банка» совершают в утреннее время, чтобы застать человека врасплох. Звонки часто сопровождаются характерными фоновыми звуками большого контакт-центра. Для установления доверительного отношения звонящий может обратиться к вам по имени-отчеству и даже назвать примерный остаток по карте, после чего сразу же перейти к делу. Например, сообщить, что был совершен несанкционированный вход в мобильный банк или что с вашей карты перевели денежные средства незнакомому вам лицу. Предлогов может быть огромное количество. Основная задача мошенника на этом этапе разговора — сбить с толку своего собеседника.

Далее «сотрудник банка» в зависимости от ситуации попытается узнать у вас реквизиты карты, предложит перевести средства на резервный счет или же установить специальную программу для защиты ваших данных, которая на деле поможет мошеннику получить доступ к сотовому телефону, а с него уже вывести средства через мобильный банк.

Как еще могут обмануть?

Помимо телефонных звонков в арсенале мошенников существуют и другие методы обмана, такие как электронные почтовые рассылки или смс-сообщения с многообещающими предложениями. Тексты таких рассылок сообщают вам, что вы получили денежный перевод или выиграли миллион рублей. Если такая рассылка пришла якобы от лица банка, то, скорее всего, речь в ней пойдет о более выгодных условиях кредитования и лучшем обслуживание.

Что делать, если вам кажется, что позвонили мошенники?

Лучшим выходом из этой ситуации будет прервать разговор и перезвонить в банк по официальному номеру для уточнения деталей. Важно помнить, что реальные сотрудники банка никогда не спрашивают номер карты, ПИН-код или CVV-код (код с обратной стороны карты) и не просят продиктовать данные из смс-сообщений.

Если же вам пришло «письмо счастья», то ни в коем случае не нужно переходить по ссылкам в тексте, а лучше совсем не открывать его.

Все мошеннические номера и адреса обязательно сообщайте банку, чтобы они могли направить по следу мошенников свою службу безопасности.

Есть ли какие-то сервисы проверки подозрительных номеров и сайтов?

Для усиления защиты граждан от кибермошенничества Сбербанк выпустил новый сервис, на котором можно проверить подозрительный сайт или телефонный номер. Результат проверки покажет оценку риска, а на странице сервиса вам дадут соответствующие рекомендации. Чтобы воспользоваться услугой, необязательно быть клиентом Сбербанка.

Любой пользователь также может передать информацию о подозрительном сайте или телефонном номере, для чего необходимо заполнить простую форму. В дальнейшем эту базу данных передадут специальным службам по борьбе с кибермошенничеством.

Внимание! Мы проверили через этот сервис несколько телефонных номеров и ссылок на «липовые» сайты. Однако не все они были распознаны как фальшивые, на некоторые сервис не выдал ответ, что существует высокий или средний риск мошенничества. Таким образом, отсутствие в базе сервиса телефона или сайта, которые вы подозреваете, не означает, что он «чист» и не принадлежит аферистам.


© 2004—2022, АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», официальный сайт, лицензия Инспекции негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ № 67/2 от 16 апреля 2004 года.

Получить подробную информацию о фонде и ознакомиться с уставом, пенсионными и страховыми правилами фонда, а также с иными документами, предусмотренными федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и нормативными актами Банка России, можно по адресу: 127051, Россия, г. Москва, Цветной бульвар, д. 2, подъезд D, по телефону 8 (800) 700-8020 и на сайте www.dfnpf.ru. Для исходящих звонков клиентам фонд использует номер +7 (499) 923-00-87. Возможно увеличение или уменьшение дохода от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем. Государство не гарантирует доходности размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений. Необходимо внимательно ознакомиться с уставом фонда, его пенсионными и страховыми правилами перед заключением пенсионного договора или переводом пенсионных накоплений в фонд.

АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов, удобства и безопасности пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.